Досудебное урегулирование споров

Разрешение конфликтов в суде представляется не имеющим юридического образования людям как длительный и сложный процесс. Если стоимость конфликта невелика, пострадавшая сторона зачастую готова отказаться от своих прав, но избежать борьбы за них в суде.

Между тем ряд спорных ситуаций возможно урегулировать без обращения в суд, экономя время на достижение благоприятного результата и деньги на оплату государственной пошлины. В спорах между юридическими лицами соблюдение досудебного порядка, как правило, обязательно, как и в некоторых типовых разногласиях в сфере защиты прав потребителей.

Обязательный претензионный порядок

Но и суды стремятся снизить собственную загруженность. Процессуальными кодексами и отраслевыми законами устанавливается обязанность стороны, права которой нарушены, предварительно обратиться с претензией к нарушителю.

В первую очередь это касается договорных споров между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Круг хозяйственной деятельности организаций достаточно широк, договоры заключаются ежедневно, и в связи с нестабильностью экономической ситуации часть обязательств не может быть исполнена своевременно. Обращение напрямую в суд потребовало бы увеличения количества арбитражных судей и привело бы к росту издержек всех участников договора.

По общему правилу между направлением претензии и направлением искового заявления в суд должно пройти не менее тридцати календарных дней. Законодатель посчитал такой срок достаточным для получения претензии, принятия руководством организации решения по претензии и ее удовлетворения либо направления ответа с отказом. В некоторых случаях договаривающиеся стороны определяют для себя более короткий срок, соответственно в суд допустимо обратиться и раньше.

Очень важно правильно составить претензию, чтобы суд в дальнейшем смог принять документ в таком качестве. Претензия может быть как краткой, так и достаточно длинной, но обязательно должна содержать в себе следующую информацию:

  • Ссылку на пункты договора. Устные договоренности не имеют юридического значения, в ряде договоров это прописывается напрямую. Необходимо обратить внимание, что в последние годы в договоры чаще включают пункт о юридической силе переписки через электронную почту между определенными должностными лицами компаний, в таком случае нужную договоренность можно найти и вне бумажных соглашений.
  • Обстоятельства, которые пишущая претензию сторона считает нарушением своих прав: не в срок поставленный товар, оказанные не в полном объеме услуги, сниженное качество выполнения работ. Подтверждением обстоятельств могут быть как документы, так и их отсутствие.
  • Расчет штрафных санкций, если они установлены договором и если в договоре нет ссылки на неприменимость стандартных неустоек и пеней к взаимоотношениям сторон. В дальнейшем расчет станет частью искового заявления, либо окажет деморализующее воздействие на должника и побудит его исполнить свои обязательства.
  • Требование исполнить обязательства и предупреждение об обращении в суд в ином случае.

Несоблюдение претензионного порядка перед обращением в Арбитражный суд влечет возврат искового заявления, следовательно, теряется время, впустую несутся расходы на отправку корреспонденции.

Претензионный порядок обязателен и для ряда споров из-за нарушения прав потребителей.

В частности это получившие широкое распространение споры со страховыми компаниями по причине несвоевременности выплаты страхового возмещения или выплаты в сокращенном размере. Претензионный срок по таким спорам уменьшен до десяти календарных дней, но отсутствие предварительной претензии также приводит к возврату искового заявления или оставлению принятого заявления без рассмотрения.

По разным категориям дел претензионные сроки отличаются, различаются и обстоятельства, признаваемые нарушением прав, на законодательном уровне могут устанавливаться дополнительные неустойки за неисполнение обязательств. Поэтому для составления грамотной претензии надежнее обратиться к юристу, затраты на услуги которого компенсируются сбережением времени и получением с должника штрафа в максимальном размере. Команда Юридической компании «Вивенд» готова предложить свою помощь в соблюдении обязательного претензионного порядка.

Добровольный претензионный порядок

Однако в судах общей юрисдикции, рассматривающих конфликты, нарушающие права граждан, велика доля споров, по которым досудебное урегулирование обязательным не является. Тем не менее, направление претензии может быть выгодно человеку, купившему некачественный товар, не получившему обратно отданные по расписке деньги или пострадавшему иным образом.

Если есть информация о том, что должник имеет возможность исполнить свои обязательства, то обращение с претензией может произвести положительный эффект. Письменная претензия – знак серьезности намерений потерпевшего получить полагающиеся ему блага. Должнику, имеющему средства, проще передать их кредитору в досудебном порядке, пока с него не взыскивают еще и судебные расходы.

Если должник неплатежеспособен, шанс получить что-то по претензии все равно есть. К примеру, нерадивый отец, скрывающийся от выплаты алиментов, постарается найти деньги, если упомянуть в претензии о том, что судебное решение данного вопроса может повлечь лишение водительского удостоверения и даже привлечение к уголовной ответственности.

Претензионный порядок при благоприятном исходе занимает гораздо меньше времени, чем судебное разбирательство: один месяц против как минимум двух. При этом после получения должником претензии может вообще отпасть потребность в обращении за защитой к суду.

Юрист поможет определиться с правовой основой разногласий между гражданами, выявить перспективы претензионного порядка и составить претензию так, чтобы требование достигло цели. Юридическая компания «Вивенд» помогает не только пострадавшей стороне договора, но и тем, кто сам получил досудебную претензию, что позволяет наиболее полноценно увидеть ситуацию и найти наилучший выход из нее.

Цена

Анализ предоставленных документов, выработка позиции, составление претензии от 3 000 руб.